Казенный технический надзор

Когда в далеком 1958 году в СССР было принято решение о ликвидации машинно-тракторных станций (МТС), им на смену пришли ремонтно-технологические станции (РТС), и тогда же были введены должности государственных технических инспекторов. Это и было начало организации государственного надзора за техническим состоянием машинно-тракторного парка.

В настоящее время надзорные функции возложены на Главгостехнадзор России (расшифровывается как Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), а также на одноименные государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и далее по субординации, соответственно, государственные инспекции городов и районов.

Инспекции выполняют надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования; выполняют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков; проводят периодические государственные технические осмотры; принимают экзамены на право управления самоходными машинами и выдают удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), то есть права на спецтехнику.

Так как техника сложная и разнообразная, то возникают разные вопросы. Например, если предприятие нанимает водителя автопогрузчика, то допуск к управлению автопогрузчиком имеет не всякий любой тракторист, а лишь тот, у которого имеется в наличии действующее удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией, соответствующей мощности двигателя данного автопогрузчика, причем в особых отметках обязательно должна быть запись о наличии профессии «Водитель погрузчика» соответствующей категории.

Или, скажем, на предприятии имеется погрузчик ХСMG ZL50G,или подобного вида, ну и кто может им управлять? Оказывается, тот водитель, имеющий удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией «D» (мощность двигателя свыше 150 л.с.), а также записью в особых отметках: «водитель погрузчика категории «D». А вот, например, квалификация «Машинист погрузчика 4 разряда» дает право на управление лишь погрузчиками категорий «B», «C», «E».

Ответы на эти и другие вопросы, связанные со спецтехникой, знают в органах гостехнадзора.