Дом-музей Н.С. Лескова - единственный в стране музей, посвященный великому русскому писателю, "волшебнику слова" Н.С. Лескову.
Экспозиция "В мире Лескова" включает около 800 подлинных экспонатов и, в частности, представляет воссозданный на основе мемориальных вещей интерьер последнего петербургского кабинета писателя. В музее представлены книги личной библиотеки Лескова, его документы, автографы, живописные портреты и фотографии
*
Директор: Ефремова Вера Витальевна, тел. (4862) 76-15-00
Заведующий: Мазина Екатерина Викторовна, тел. (4862) 76-33-04
Тел. дирекции:
(4862) 76-33-04, Факс: (4862) 76-15-00
Адрес дирекции:
302028, г. Орел, ул. 7 ноября, д. 20
Даты открытия и основания:
открыт: 02.04.1974
Бюджетный статус:
Субъект РФ
Часы работы: с 1000 до 1700
Выходной день: пятница.
Музей «волшебника слова», создателя «галереи святых и праведных Руси» располагается в доме, сохранившемся на месте городской усадьбы отца писателя С.Д. Лескова. Дворянский особняк, являющийся памятником истории, объектом культурного наследия федерального значения, передает очарование легендарного уголка Орла - Дворянского гнезда.
Единственный в России музей Н.С. Лескова был открыт 2 июля 1974 года. Экспозиция, которая носит название «В мире Лескова», уникальна по насыщенности подлинными материалами. Посетители музея могут увидеть личные вещи писателя, его мебель, книги из мемориальной библиотеки, первые публикации и прижизненные издания его произведений, портреты и фотографии Лескова, его родных и близких.
Экспозиция музея раскрывает художественный мир писателя самобытного яркого, полного бунтующих страстей и в тоже время милосердного, сострадательного, охваченного жаждой живого деятельного добра.
Богатейшее собрание Лесковскихмеморий позволило воссоздать в одном из залов музея обстановку последнего петербургского кабинета писателя-увлеченного коллекционера редких книг картин, часов, шкатулок. Здесь как нельзя кстати вспоминаются строчки, написанные о Лескове Л.Я. Гуревич: «Вся его обстановка, как и его язык, всё, что составляло его жизнь, было пестро, фантастично, неожиданно и цельно в самом себе, как единственный в своем роде храм Василия Блаженного».
Музейное собрание включает ряд бесценных работ таких замечательных художников-иллюстраторов как Б. Кустодиев, Н. Кузьмин, Кукрыниксы, А. Тюрин, С. Косенков, часть из них экспонируется на выставке «Лесков в изобразительном искусстве». Об основателях музейного собрания: сыне и биографе писателя А.Н. Лескове, воспитаннице писателя В.И. Долиной и его дочери К.А. Дюниной рассказывает выставка «Семейные памяти». В экспозиции музея находится эксклюзивный материал о правнучке писателя Т.Ю. Лесковой, талантливой балерине, замечательном балетном педагоге.
О том, какое значение имеет Дом-музей Лескова для Орловщины, для России нам скажут слова известного лесковеда из Петербурга Л.Г. Чудновой: «Этот дом для русских, - для всех - должен быть священным».
Среди яркого созвездия имён писателей, связанных с Орловским краем, особым блеском сияет звезда по имени Николай Лесков.
Н.С. Лесков, родившийся 4(16) февраля 1831 года в с. Горохове Орловского уезда Орловской губернии, на протяжении всей жизни многими нитями был связан со своим родным краем. Прожив первые 18 лет жизни на Орловщине (в самом Орле и в Кромском уезда Орловской губернии), пройдя здесь свои первые «житейские университеты», писатель постоянно обращался в своем творчестве к «орловским записям и памятям», освежая их новыми сведениями, получаемыми из Орла от родственников и друзей.
Очень многие рассказы и повести Н.С. Лескова воскрешают орловскую действительность 40-70х годов XIX века. Перед читателями предстает галерея образов орловцев - представителей самых разных сословий, начиная с губернатора и архиерея и кончая крепостными крестьянами, городскими нищими и юродивыми. Ведь именно в родных краях Лесков встретил своих героев праведников («Несмертельный Голован», «Пугало», «Житие одной бабы», «Соборяне»), самородков из народа («Тупейный художник», «Театральный характер»), ярких, сильных и страстных женщин («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Старые годы в селе Плодомасове»), разнообразие типажей русского духовенства («Мелочи архиерейской жизни», «Дворянский бунт в Добрынском приходе»).
Поражает, как, живя в Петербурге, Лесков хорошо помнил Орёл, его улицы и переулки, соборы, монастыри и маленькие церкви, базары и площади, присутственные учреждения и дворянские городские усадьбы, главные улицы города и окраинные слободки, а самое главное - орловские были и небылицы, удивительные происшествия и народные предания, действительные события и их художественную интерпретацию различными повествователями. И, безусловно, тот яркий, сочный, колоритный язык, за который писателя называли «волшебником слова», взят был Лесковым тоже из орловских детства и юности и пополнялся затем на протяжении всей его жизни. Орловские детали возникают у Лескова и в его многочисленных публицистических статьях и заметках «по поводу». Изъездив почти всю Русь «от Черного моря до Белого и от Брод до Красного Яру», побывав на севере европейской России и знойных украинских степях, Лесков до мозга костей оставался орловцем, увековечив названия орловских мест и имена орловцев на страницах своих произведений.
Увековечение памяти Лескова на его родине началось ещё в 1918 году с поступления в фонды Музея И.С. Тургенева пяти писем Лескова к другу юности В.Л. Иванову. Когда в 20е годы 20го столетия в музее появилась писательская комната, в её экспозиции был представлен и портрет Н.С. Лескова. В 1930е годы с директором музея Б.А. Ермаком вступил в переписку сын писателя Андрей Лесков, который работал над книгой об отце и стремился наполнить её орловскими реалиями. Он помог установить место усадьбы Лесковых, и 5 марта 1945 года, в день 50летия памяти писателя, на единственном сохранившемся на усадебном месте доме была установлена мемориальная доска. Лесков возвратился к своим истокам. В том же 1945 году в Музее И.С. Тургенева впервые была открыта большая выставка, посвященная Лескову, которая стала основой литературно-мемориальной «лесковской комнаты», существовавшей в Музее писателей-орловцев с 1957 по 1973 год.
За эти годы значительно пополнилась лесковская коллекция, главным образом благодаря вдове А.Н. Лескова Анне Ивановне Лесковой. Она передала в Орёл практически все лесковские вещи, которые были сохранены его сыном, а также архив самого Андрея Николаевича Лескова с ценнейшими документами и рукописями. Много было сделано и научными сотрудниками Музея Тургенева по сбору лесковских материалов в различных архивах страны. Все это позволило создать в Орле единственный в стране литературно-мемориальный Музей Н.С. Лескова, который был открыт 2 июля 1974 года в доме, сохранившемся на месте усадьбы С.Д. Лескова, отца писателя (архитектор И.Ф. Тибо-Бриниоль).
Вот уже более четверти века принимает музей в своих уютных залах орловцев и гостей города, раскрывая перед ними экспозиционными средствами удивительный «мир Лескова», его тернистый и в то же время счастливый жизненный путь, посвящённый беззаветному служению русской литературе. «Кто не любит литературу до готовности принести ей в жертву своё благополучие - тот лучше сделает, если вовсе её оставит...» - эти слова Лескова в пол ной мере подтверждены его собственной жизнью. Экспозиция первого зала музея вводит нас в мир детства и юности Лескова, проведенных на Орловщине.
Сохранилась акварель художника К. Шульца, изображающая дом в с. Горохове, принадлежавший предводителю уездного дворянства М.А. Страхову, мужу родной тетушки Лескова. В этом доме и родился будущий писатель. А вот портрет самой Натальи Петровны Страховой (урожд. Алферьевой), во втором браке Константиновой. Красивое, доброе лицо. Тонкий прямой нос, выразительный взгляд светлых глаз. Скромное домашнее платье с кружевным воротничком, чёрная кружевная наколка в волосах. И в то же время за мягкостью черт таится сильный и глубокий характер, позволивший этой изысканной даме, не последней по своему положению в светском обществе губернского Орла, выстоять в единоборстве с выпавшими на её долю жизненными драмами. Ведь это именно её изобразил племянник писатель в образе боярыни Марфы Андреевны Плодомасовой, героини исторической хроники «Старые годы в селе Плодомасове».
Экспонаты зала воссоздают образы дорогих и близких Лескову людей, атмосферу доброй старой сказки его детства. Портреты матери, бабушки и няни; бисерное рукоделие матушки: кошелёк, кисет, закладки для книг. А вот и первые детские книги, по которым Лесков выучился чтению, сохраненные писателем среди раритетов его библиотеки: «Новая Российская азбука», выпущенная в 1819 году (на её последних страницах первые автографы Лескова), и «124 священные истории», которую он вспоминал так: «Я выучился грамоте сам, без учите ля и прочёл эту книгу, имея пять лет от роду...» Портрета отца, Семёна Дмитриевича Лескова, не сохрани лось. Да и был ли он когда-либо?! Но бережно сохранил Лес ков «Послужной список» отца, который показывает, как сын сельского священника, дослужившись до чина коллежского асессора, стал потомственным дворянином. Резким контрастом Гороховскому дому Страховых и орловскому дому Лесковых воспринимается маленький деревенский домик под соломенной крышей на хуторе Панино в Кромском уезде, куда семья переехала после отставки Семена Дмитриевича. Но именно годы, связанные с Паниным хутором, приблизили будущего писателя к простому народу. Навсегда запомнились Лескову крестьянские ребятишки, с которыми «удил гольцов и пескарей в маленькой, но чистой речке Гостомле», старый мельник Илья, поучавший барчука: «Ты мужика завсегда больше всех почитай и люби слушать», - оживший потом на страницах рассказа «Пугало».
Многие впечатления этих лет глубоко вошли в душу мальчика. Не случайно его первые рассказы, по свящённые крестьянской теме: «Ум своё - чёрт своё», «Житие одной бабы», «Язвительный», «Погасшее дело», - носят подзаголовок «Из Гостомельских воспоминаний». С поступлением в Орловскую губернскую мужскую гимназию окончилось беззаботное детство Николеньки. Стал он учеником 1го класса Николаем Лесковым. Десятилетний мальчик остаётся один в большом губернском городе под надзором квартирной хозяйки, фактически на полной свободе. В эти годы Лескова не столько увлекали занятия в гимназии, сколько вольное чтение книг из библиотеки орловской дворянки А.Н. Зиновьевой, племянницы известного тогда литера тора князя К.П. Массальского, да знакомство с увлекательной, полной как забавными, так и трагическими событиями жизнью народа.
Представленные в экспозиции страницы классно го журнала - наглядное доказательство того, что больших успехов в учёбе Лесков не достиг. Лесков ушел из гимназии, не окончив полного курса и получив на руки не аттестат, а только свидетельство о прослушанных трех классах.