В июне 1988 года по воспоминаниям братьев поэта Ивана Трифоновича и Константина Трифоновича было восстановлено Загорье, которое не раз и не два отозвалось в поэтических строках А.Т. Твардовского. Все здесь так, как было при Александре Трифоновиче: дом, сарай, банька - "первый кабинет" юного селькора А.Т. (как он подписывал свои первые заметки в газете "Смоленская деревня"), кузница, воспетая в поэме "За далью - даль", колодец, сад - "пять яблонь, пять сортов". Здесь он родился, рос и набирал силы вместе "с краем родным", откуда ушел в 18 лет в полное тревог и трудностей житейское плавание, в Поэзию.
Подлинных экспонатов в музее нет, так как семья поэта - родители, братья, сестры - была репрессирована и выслана в Зауралье
*
Директор: Соловьев Николай Васильевич, тел. (4812) 38-73-73
Заведующий: Иванова Татьяна Николаевна, тел. (48149) 5-24-20
Тел. дирекции:
(48149) 5-24-20
Адрес дирекции:
214000, г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 4
Даты открытия и основания:
основан: 1986г.
открыт: 19.06.1988
Бюджетный статус:
Субъект РФ
По решению исполкома Смоленского областного совета народных депутатов 1 сентября 1986 года с любовью и уважением к поэту были начаты реставрационно-восстановительные работы крестьянского подворья Твардовских, а 19 июня 1988 года, накануне дня рождения поэта, был открыт мемориальный музей-усадьба А.Т.Твардовского.
В музейном деле нет и не может быть мелочей. Каждый бугорок, каждое деревце, а тем более постройка – это штрих, и весьма существенный, к биографии поэта. Давайте пройдем по территории музея. Вот водоем-сажалка. Это, если хотите, первый плавательный бассейн юного поэта – именно в таком водоеме он научился плавать, и это занятие любил до конца жизни.
На территории музейного комплекса расположен дом с пристроенным скотным двором, сенной сарай, банька. За домом, несколько поодаль, стоит кузница. Колодец, молодой ельник, сад – это тоже детали былой жизни:
Мы любили свой хутор,
Свой сад,
Свой колодец,
Свой ельник и шишки.
Мно¬го лет назад кузнец Трифон Гордеевич решил вырыть в своей усадьбе небольшой прудик, чтобы скапливалась там дождевая вода. Старшие сыновья Саша и Костя помогали отцу. Когда рыли канаву, землю сбрасывали в середину. Сооружение это так и не было завершено, но теперь только по его следам удалось найти то место, где был когда-то теплый обжитой ДОМ, пока жестокая судьба не согнала отсюда семью, строившую, обживавшую и согревавшую его».
Банька. В такой баньке мылась семья Твардовских. Топилась она обычно по субботам, по-черному, или как говорили в старину «по-курному». В предбаннике стоит столик, где из-под пера юного селькора А.Т. (так Твардовский подписывал свои заметки в газете «Смоленская деревня») выходили первые стихи, полнились дневниковые записи. Можно с уверенностью сказать, что эта русская банька – своего рода первая творческая лаборатория поэта.
Кузница – и опять на памяти свидетельство поэта: «И я при ней с рождения рос». Неслучайно через много лет поэт вспоминал о своей малой родине, ибо память человеческая сохраняет и высвечивает самое дорогое и ценное. В кузнице установлен горн с мехами, наковальня, на стенах – инструменты кузнеца.
Заходим в избу. Холодные сени. Направо – дверь на скотный двор, чтобы зимой не ходить по холоду и снегу. На скотном дворе – стойло для коровы, для коня, как в обычном крестьянском хозяйстве. Одна из дверей ведет в кладовую, третья – в жилую горницу.
Изба у Твардовских невелика. Проста и обычна обстановка этого дома. Налево вешалка с расписными рушниками мастерицы Марии Митрофановны. В углу стоит прялка, у окна буфет. По правую руку печь, на которой несколько чугунков. Возле печи полка, под ней место для теленка, которого в холода брали в дом. Напротив двери стоит большой шкаф, который делит горницу на две части. На столе, покрытом кружевной скатертью, – огромный самовар. Рядом деревянный жесткий диван и несколько венских стульев. В углу стоит комод. На нем швейная машинка иностранного производства. На полу постелены домотканые половики. В другом «красном» углу горницы, под «образами святых угодников», - угловой столик со стопкою книг. Когда-то Саша Твардовский оклеил «красный угол» газетами двадцатых годов, а в 1923 году принес и повесил рядом с образами портрет Карла Маркса. На стене – часы с маятником, зеркало в резной раме. Печка и деревянная перегородка отделяют спальню. Здесь стоит железная родительская кровать, для детей – полати.
Посетители музея знакомятся с обстановкой, узнают незатейливый быт семьи, в которой родился и вырос великий поэт. Подлинных экспонатов в музее нет, так как семья поэта – родители, братья, сестры – была репрессирована и выслана в Зауралье. Типологические вещи, характеризующие период 1920-1930-х годов, собраны научными сотрудниками Смоленского музея-заповедника в ходе экспедиций по окрестным с Загорьем селам Починковского района. Без них не смогли бы вдохнуть жизнь в восстановленный дом, не смогли бы представить той, далекой от нас, жизни (кузнечные тиски и щипцы, часть плуга, предметы сельхозтруда и быта – тарелки, самотканые скатерти и полотенца, прялка…). Вся мебель в музее воссоздана братом поэта, Иваном Трифоновичем Твардовским, отличным мастером-краснодеревщиком, резчиком по дереву.
Время все расставило на свои места. Стертый с лица земли хутор Загорье, дорогое место для Твардовского, живет. И живет не только в его произведениях. В Загорье едут тысячи людей как в дни проведения поэтических и фольклорных праздников, так и в будни.