Музей "Домик Каширина", открытый 1 января 1938 г., является своеобразной иллюстрацией автобиографической повести А.М.Горького "Детство". В "Домике Каширина" воспроизведена подлинная обстановка дома мещан Василия Васильевича и Акулины Ивановны Кашириных, деда и бабушки писателя. В семье Кашириных на Успенском съезде Горький жил с августа 1871 по 1872 г. Музей рассказывает о жизни нижегородцев в конце XIX века, о характерах, обычаях и традициях русского дома.
*
Заведующий: Моторная Лариса Ивановна, тел. (8312) 33-8589
Научный сотрудник: Мурзина Лариса Вячеславовна, тел. (8312) 34-1502
Научный сотрудник: Шалдина Светлана Александровна, тел. (8312) 34-1502
Тел. дирекции:
(8312) 33-8589
Адрес дирекции:
г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 26
Даты открытия и основания:
основан: 01.07.1933
открыт: 01.01.1938
Бюджетный статус:
Адрес: 603109, Нижний Новгород, Почтовый съезд, 21
Телефон/факс: (831) 433-85-89
Музей работает с 9.00 до 18.00
Прием посетителей в экспозиции: с 9.oo до 17.oo
Касса работает до 16.30
Четверг: музей работает с 12.00 до 21.00
Прием посетителей в экспозиции: с 13.00 до 20.00
Касса работает до 19.30
Выходные дни: вторник, среда
Проезд: ост. "Нижегородская", трамвай N1, 2, 9, 21
Заведующая музеем: Шухарева Тамара Александровна
Бытовой музей детства А.М.Горького представляет собой яркую иллюстрацию автобиографической повести "Детство".
Дом, в котором сейчас располагается музей, принадлежал деду писателя по линии матери - нижегородскому ремесленнику-красильщику Василию Васильевичу Каширину. Сюда 3-х летний Алеша Пешков с матерью Варварой Васильевной приехал в конце августа 1871 года из Астрахани, где умер от холеры его отец Максим Савватиевич.
Дом окруженнебольшим двором с красильней, амбаром, каретником и состоит из 4-х комнат и подклети, в которых располагалась семья из 16 человек. В комнатах восстановлена подлинная обстановка семьи Кашириных. Кажется, будто ни время, ни люди ничего не изменили в этом доме. Даже вокруг него все выглядет так, как было более 100 лет назад.
В экспозиции музея представлены подлинные предметы того времени, 40% из них - мемориальные, пренадлежащие семье Кашириных, остальные подобраны как типичные для бытового обихода мещанской среды второй половины XIX века.
Каждый предмет в музее связан с определенным событием из жизни маленького Алеши, описанной А.М.Горьким в повести "Детство". Весной 1872 года после раздела наследства большая семья Кашириных разъехалась. Алеша Пешков в дом на Успенском съезде больше не возвращался. Осталась только память о той "невыразимо странной жизни", где перемешалось все: доброта и злоба, грязь и красота, жестокость и милосердие, любовь и ненависть, здесь же жила и вера в мудрость и труда, в неисчерпаемую силу человека.
Двор небольшой, окружен высоким досчатым забром с гвоздями поверху "против воров". К забору приставлен огромный дубовый крест. Он напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый Ваня-Цыгонок.
Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня обеспечивала безбедное существование многочисленной семье Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканные холсты, пряжу. Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы - подживлял купцам выгоревшие на солнце товары.
В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в красильню, чтобы поговорить с Григорием.
Рядом с красильней - амбар и каретник. В амбаре хранилась хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской, конская упряжь, а в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап - единственная лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с Гремячего ключа.
В нижней части дома, в так называемой "подклети" или "черной" рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев.
Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с русской печью, нарами вместо кравати, широкими лавками вдоль стен, с глиняной да медной утварью в стряпном углу.
Кухня - самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась вся семья за трапезной и вчасы досуга, ссорились дядья Алеши Яков и Михаил из-за наследства, играли дети, устраивались редкие праздники, здесь умирал Ванюша-Циганок, загубленный злобой сыновей Каширина. По устройству кухня напоминает старинную русскую избу. Каждый угол на кухне имеет свое назначение и название: рядом с печью - бабий кут или стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном по обычаю - старинный киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали вечером при свете сальных свечей. Справа у стены - низкая широкая лавка. На такой лавке дед сек розгами провинившихся за неделю внуков. Розги - ивовые прутья - мокли в лохани у печки.
Каширины обедали по-старинному. За стол садились по старшинству: сначала дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно. Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде. Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось, пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: "Тащи со всем!".
Небольшую комнату по праву старшентства занимал и Михаил с семьей. Обстановка этой комнаты передает колорит быта типичного для мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены оклеены обоями, дощатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна - самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на кухне, приходилось Алеше Пешкову наблюдать жизнь "неумного племени", когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных, таких как кроткая тетка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до смерти.
Светлая, "парадная" комната деда обставлена в соответствии со вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром, нажитым ценой тяжелого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи: "дрогая" в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых окладах, диван из карельской березы, в углу под иконами - шкатулка-укладка, в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе - книга "Христианский памятник", изданный в 1841 году, свод ежедневных правил мещанской жизни. Бывший бурлак Василий Васильвеич Каширин был грамотным, он и Алешу учил читать по псалтыри и часослову.
Эта маленькая и уютная комната почти вся занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной, с тяжелым одеялом и горой подушек. В правом углу около небольшого оконца - киот с каширинскими иконами, где день и ночь горит неугасимая лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной теплоты и ласки, иаленький Алеша слушал чудесные песьни и сказки Акулины Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского слова.