Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова создан в 1996 году. Основные направления исследовательской, общественной и выставочной деятельности - "Тоталитарное прошлое", "Жизнь и деятельность Андрея Сахарова", "Современные проблемы России". Миссия Музея и общественного центра - содействие сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима и содействие укреплению в современной России ценностей открытого демократического общества и государства, которые отстаивал и разделял Андрей Сахаров. Учредителем Музея и общественного центра является Фонд Андрея Сахарова. Председатель Фонда - Сергей Ковалев. Председатель Совета Музея - Анатолий Шабад. Музей и центр является негосударственным некоммерческим учреждением культуры и существует только на спонсорские средства - гранты и благотворительные пожертвования. Постоянная экспозиция музея представляет историю СССР через призму политических репрессий и сопротивления общества советскому режиму. В Москве это первая открытая для широкой публики экспозиция, посвященная памяти миллионов людей, принесенных в жертву коммунистической утопии. Автор художественного решения экспозиции архитектор Евгений Асс. В 1997 г. реализованный проект экспозиции музея получил премию за лучший интерьер на Московском конкурсе архитектуры в рамках выставки Архитектура и дизайн. В 1998-2003 гг. материалы постоянной экспозиции были обновлены, при сохранении ее тематики. Разработка дизайна - мастерская -таф под руководством Александра Ермолаева. Разделы постоянной экспозиции: Мифология и идеология СССР - парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов. Пропаганда советского образа жизни, с присущими ей мифами и идеологическими установками, главная цель которой воспитание нового типа человека строителя коммунизма. Политические репрессии в СССР на основе фотографий и документов рассказывает о репрессивной политике советского государства в период с 1917 до середины 1950-х гг.. Мифология и идеология СССР - парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов. Пропаганда советского образа жизни, с присущими ей мифами и идеологическими установками, главная цель которой воспитание нового типа человека - строителя коммунизма. Политические репрессии в СССР на основе фотографий и документов рассказывает о репрессивной политике советского государства в период с 1917 до середины 1950-х гг..
Сопротивление несвободе: фотографии, документы, свидетельствующие о противостоянии режиму в послевоенный период вплоть до середины 1980-х гг., а также предметы быта, воссоздающие атмосферу повседневной жизни советского человека. Андрей Сахаров. Личность и судьба - фотографии и документы, посвященные жизни и работе выдающегося физика и общественного деятеля, не только внесшего огромный вклад в науку, но и повлиявшего на политические и нравственные изменения в советском обществе.
Временные выставки - посвящены проблемам сегодняшнего дня.
Библиотека предоставляет сведения о репрессированных в СССР в 1920-50-е гг. (из Базы данных Мартиролог расстрелянных и региональных Книг памяти).
Основные разделы библиотечного фонда соответствуют разделам постоянной экспозиции музея: Тоталитарное прошлое, "Условия свободы - современные проблемы России", "Жизнь и деятельность А.Д. Сахарова". Кроме того есть "Справочный фонд", в котором собраны справочники, словари и энциклопедии и имеется единственный в России комплект ежегодников Нобелевской комиссии за 1901 - 2000 годы. http://library.sakharov-center.ru/wlib/
*
Директор: Самодуров Юрий Вадимович, тел. (495) 623-44-01
Главный хранитель: Громова Татьяна Петровна, тел. (495) 623-44-01
Зав. экспозиционным отделом: Василовская Людмила Викторовна, тел. (495) 923-44-20
Зав. экскурсионным отделом: Баранова Ольга Викторовна, тел. (495) 623-44-20
Зав. отделом: Щекотова Инна Андреевна, тел. (495) 623-44-01
Сотрудник музея: Михайлова Антонина Ивановна, тел. (495) 623-44-01
Тел. дирекции:
(495) 623-44-20, 623-44-01, Факс: (495) 917-27-53
Адрес дирекции:
105120, Москва, ул. Земляной вал, 57, стр. 6
Бюджетный статус:
Частная
Экспозиция открыта ежедневно, кроме понедельника, в часы работы Зала постоянной экспозиции
Экскурсовод работает в среду, пятницу и субботу
Постоянная экспозиция музея представляет историю СССР через призму политических репрессий и сопротивления общества советскому режиму. В Москве это первая открытая для широкой публики экспозиция, посвященная памяти миллионов людей, принесенных в жертву коммунистической утопии.
Автор художественного решения экспозиции – архитектор Евгений Асс. Главный принцип экспозиции – метафора движения «от несвободы – к свободе, от тьмы – к свету». Выставочное пространство разделено высокими стенами на четыре нефа-коридора. Стены служат не только для размещения экспонатов, но и для создания исторического образа смены эпох. Благодаря разнообразию материалов – неоштукатуренный кирпич, металл, дерево, стекло, ткань – экспозиция, тяжелая и мрачная в начале маршрута, постепенно становится все более просторной, легкой и светлой. Проект Е. Асса был осуществлен коллективами молодых архитекторов «Архитектурная лаборатория», «Обледенение архитекторов» и фирмой «Биоинъектор».
В 1997 г. реализованный проект экспозиции музея получил премию «за лучший интерьер» на Московском конкурсе архитектуры в рамках выставки «Архитектура и дизайн».
Первыми авторами основных разделов экспозиции были Михаил Гнедовский, Никита Охотин, Леонид Литинский, Галина Авербух. В 1998-2003 гг. материалы постоянной экспозиции были обновлены, при сохранении ее тематики. Авторы новой экспозиции – Людмила Василовская, Александр, Ермолаев, Андрей Иванов, Юрий Самодуров, Мария Кудюкина
Разработка дизайна и монтаж экспонатов осуществлены архитекторами «мастерской -таф» под руководством Александра Ермолаева.
Тематические разделы экспозицииМифология идеология в СССР
Первый раздел экспозиции представляет парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов.
Это пропаганда советского образа жизни: покорение природы, дружба народов, трудовые подвиги, праздничные демонстрации, военные парады, спортивные праздники, достижения вершин науки, техники и культуры, единство партии и народа… Цель этой пропаганды – внушить веру в неизбежность победы коммунизма. Идея построения коммунистического общества опиралась на вечную человеческую мечту о справедливом социальном устройстве, об изобилии, о свободном и радостном труде, о мире без насилия, в котором нет частной собственности, нет эксплуатации человека человеком, нет бедных, но и нет богатых. «Русской массе надо показать нечто очень простое, очень доступное ее разуму. Советы и коммунизм – просто», – полагал В.И. Ленин. Руководителем этого утопического проекта была партия большевиков. Она обладала всей полнотой политической, экономической и идеологической власти и следила, чтобы в обществе не возникало сомнений. Когда же большинство населения страны убедилось, что образ «светлого будущего», сформированный советской пропагандой, имеет мало общего с реальной жизнью, падение режима стало вопросом времени.
Политические репрессии в CCCP
Второй раздел экспозиции посвящен истории политических репрессий в СССР и охватывает период с 1917 г. до середины 1950-х годов.
Диктатура пролетариата в лице большевиков считала неизбежным на начальном этапе строительства нового общества тотальное применение репрессий к открытым и потенциальным противникам режима. Были закрыты оппозиционные газеты, запрещена деятельность оппозиционных большевикам партий, распущено Учредительное собрание, лишены избирательного права все бывшие помещики, дворяне и владельцы предприятий, духовенство и бывшее офицерство, служащие полиции. Но со временем выяснилось, что репрессии – не просто временная мера, а сама сущность нового строя. Через несколько месяцев после революции политика насилия – продразверстка (изъятие продовольственных запасов) была распространена и на самый многочисленный слой российского населения – крестьянство. Гражданская война стала неизбежной. Основными средством ее ведения стали «красный» и «белый» террор.
Путь через ГУЛАГ
Идея экспозиции подсказана книгой Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Она рассказывает о пути человека, попавшего в лагерь ГУЛАГа и прошедшего несколько кругов гулаговского ада: арест, следствие, приговор, лагерь, освобождение и реабилитация.
В разделе представлены подлинные документы, фотографии, предметы лагерного быта (одежда, посуда), нехитрые орудия труда (лопата, кайло, кирка), лагерные газеты, письма заключенных. За каждой справкой, предметом стоит трагическая судьба конкретного человека.
Изломанные, искореженные доски, куски арматуры, металлические прутья и другие предметы, используемые в оформлении экспозиции, создают особую напряженную атмосферу, на фоне которой разворачивается повествование о жизни человека в лагере. На черной металлической стене – фотографии расстрелянных в Москве и Московской области по обвинению в контрреволюционной деятельности. В выдвигающихся ящиках металлических стеллажей находятся копии материалов следственных дел политзаключенных 1930-х – 1950-х годов. На компьютерных мониторах демонстрируются фильм «Преступления советского режима», фрагменты электронных баз данных «Мартиролог жертв политических репрессий, расстрелянных в Москве и Московской области в 1918 – 1953 гг.», «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы» и «Памятники жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР».
Сопротивление несвободе в СССР
В разделе представлены материалы, свидетельствующие о противостоянии режиму в СССР в послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов.
На открытые антиправительственные выступления решались лишь немногие. Гораздо шире в эти годы в обществе было распространено неприятие официальной советской идеологии, нежелание активно сотрудничать с властью, стремление раздвинуть «рамки дозволенного» в культуре и искусстве. В начале экспозиции представлены фотографии и документы о восстаниях в лагерях в 1953 – 1954 гг. Заключенные, протестуя против бесчеловечных условий содержания в лагерях, требовали, прежде всего, соблюдения советских законов. В 1960-е годы в СССР появляется принципиально иная форма ненасильственного, открытого противостояния режиму – диссидентское движение. Его наиболее активная часть – правозащитники – отстаивали права свободы в рамках Конституции и международных соглашений: свободу слова, совести, передвижения, получения и распространения информации. 1970 – 1980-е гг. – время расцвета культурного андеграунда.
Андрей Сахаров. Личность и судьба
Каждая часть раздела экспозиции о А.Д.Сахарове, посвящен определенной теме: «Происхождение», «Война и наука», «Объект», «Выбор», «Противостояние», «Горький», «Возвращение» – это «ступени» в его эволюции.
«Судьба моя была в каком-то смысле исключительной. Не из ложной скромности, а из желания быть точным замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы» – писал Андрей Дмитриевич Сахаров в своих воспоминаниях. Появление А.Д.Сахарова в советском государстве А.И. Солженицын назвал чудом, иррациональным явлением, «причин которого нельзя предвидеть…». А сам Сахаров, не соглашаясь с этой оценкой, писал: «Я – совсем не ангел, не политический деятель и не пророк. И мои поступки, моя эволюция – не результат чуда, а – влияние жизни, в том числе – влияние людей, бывших рядом со мной…, влияние идей, которые я находил в книгах».