Центральный музей связи имени А.С. Попова - один из старейших научно-технических музеев мира, основанный в 1872 году. Уникальную коллекцию музея, посвященную истории развития средств связи, составляют экспонаты по истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения, мобильной, космической и спутниковой связи. В состав музейных фондов входит бесценная для всех филателистов мира Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации, а также коллекция артноваций современных художников и мэйлартистов. В часы работы музея открыта общедоступная научно-техническая библиотека, функционируют почтовое отделение и интернет-центр.
Дворец, в котором располагается музей, построен архитектором Джакомо Кваренги для канцлера Российской империи князя А. А. Безбородко. Это здание является замечательным памятником архитектуры XVIII века.
После реконструкции 2001-2003 годов, здание музея, его интерактивные экспозиции и современное техническое оснащение не только привлекают массы восторженных посетителей, но и создают возможность для проведения в нем корпоративных и международных конференций, семинаров, круглых столов, посвященных как музейной, так и другим специальным темам.
Обладатель грантов:
- Инвестиционный фонд поддержки культуры: проект "Цифровые изображения научно-технических памятников". 2005-2007 гг.
- Инвестиционный фонд некоммерческих программ "Династия": проект "Как работает радио". 2006-2007 гг., проект "Связь с внеземными цивилизациями". 2010 - 2011 гг.
- Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире": проект "Нулевая верста". 2009-2010 гг.
- Благотворительный фонд "ПРО АРТЕ". Неоднократно
*
Директор: Бакаютова Людмила Николаевна, тел. (812) 315-48-73
Заместитель директора: Борисова Нина Александровна, тел. (812) 312-63-01
Заместитель директора: Аграновский Игорь Владимирович, тел. (812) 571-92-06
Главный хранитель: Орлов Владимир Владимирович, тел. (812) 323-97-18 доб. 255
Тел. дирекции:
(812) 323-97-18, Факс: (812) 315-48-73
Адрес дирекции:
г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 7
Даты открытия и основания:
основан: 11.09.1872
Бюджетный статус:
Федеральный
Часы работы музея: 10-30 до 18-00.
Касса работает до 17-00.
Выходные дни: воскресенье, понедельник и последний четверг каждого месяца.
Центральный музей связи имени А.С. Попова располагается в особняке канцлера Безбородко по адресу:
- 190000, Санкт-Петербург, Почтамтский переулок, дом 4
- ст. метро "Невский проспект" и "Адмиралтейская"
- автобусы: №3, №22, №27
- троллейбусы: №5, №22
Дирекция:
- ул. Почтамтская, дом 7
- телефон: (812) 323-97-18
- факс: (812) 315-48-73
Заказ экскурсий:
- телефон: (812) 571-00-60
Экскурсии проводятся только по предварительной записи, за исключением индивидуальных обзорных экскурсий по постоянной экспозиции.
Директор музея: Бакаютова Людмила Николаевна
Зам. директора: Аграновский Игорь Владимирович
Зам. директора по науке и технике: Борисова Нина Александровна
Главный хранитель: Теплякова Наталья Васильевна
Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А.С. Попова, расположенное на Почтамтской улице под № 7, является памятником архитектуры последней четверти XVIII века.
Оно было построено по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).
Благодаря феноменальной памяти и исключительным дипломатическим способностям, он сделал головокружительную карьеру от «подателя прошений» до канцлера Российской империи.
С 1784 г. - граф, с 1797 - светлейший князь и канцлер. С 1782 г. до последних дней своей жизни А.А. Безбородко возглавлял почтовое ведомство.
В 1781 г. А. Безбородко приобретает в Адмиралтейской части города два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, а второй дом - наследникам танцовщика Императорского двора Афанасия Яковлевича Топоркова.
Перестройка здания была поручена архитектору Джакомо Кваренги.
В 1783 г. строительство уже велось. Подтверждение этому находим у Н. Григоровича, в его монографии «Канцлер князь Безбородко», где, в частности, говорится, что в 1783 г. по мысли Н.А. Львова Безбородко заказал Левицкому для своего дома, который отстраивался, портрет императрицы.
Сохранился проект фасада со стороны Почтамтской улицы и чертежи интерьеров здания. Судя по этим документам, дом Топоркова был перестроен и увеличен в длину по улице на 2 оси (первоначально их было 11), дворовые флигели расширяются, соединяются с домом и застраиваются по всему периметру восточного двора. Главный дом увеличивается на один этаж, дворовые флигели - на два и все здание становится трехэтажным.
Второе здание после перестройки домов Топоркова и подворья имело 7 осей первоначального обьема и, будучи надстроенным на 1 этаж, сохранило основные членения бывшего дома подворья Курского монастыря.
Фасад углового дома был решен в одинаковых декоративных приемах с главным зданием и составлял с ним одну композицию, из чего можно предположить, что автором этого дома также является Кваренги.
Документы о перестройке зданий подворья Курского монастыря не обнаружены, но перестройка второй половины дома скорее всего проходила в 1790-е гг. Дело в том, что в 1792 г. Безбородко приобретает большое количество картин. В письме к графу С. Воронцову от 11 июля 1795г. он сообщает : «случай разорений французских благоприятствовал мне достать несколько отличных штук... словом с моим жарким старанием, с помощью приятелей и с пособием до 100 тысяч издержанных мною менее 3-х лет составил я хорошую коллекцию ... от сего вышел другой расход, что я должен был построить большую картинную галерею.» Галерея разместилась в западном флигеле, выходившем лицевым фасадом в переулок.
Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании. Были построены аванзал в северном флигеле, в западном, кроме галереи - танцевальный зал. Меняют облик парадные комнаты восточной половины дома: Парадная спальня, Красная гостиная, (бывший кабинет), Голубая гостиная, обыкновенная спальня.
В письме к Николаю Львову из СПб от 9 февраля 1798 г. Безбородко пишет: «В здешнем моем доме вы найдете много нового, например, бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери, два их величества портреты.
Голубая гостиная с портретом покойной государыни превратилась в голубую бархатную, к портрету ее сделана новая великолепная рама, а на столе стоит пьедестал с медалями ее царствования, и ... держит на себе чашу по вашему рисунку составленную славным Бунцелем. Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов (Имеются в виду картины французского художника XVIII в. Клода Верне).
Завершающим аккордом в истории строительства стало возведение Большого Парадного зала, которое относится к 1797-1799 гг.
Известно, что в октябре 1797 г. Безбородко покупает у Томилова по двум купчим участок, одна из которых датируется 5 октября, другая - 8 октября. Конечно же, покупка связана с целью расширения строительства дворца, но если это так , то строительство Большого Парадного зала начинается не ранее октября 1797 г. В письме к А. Львову в феврале 1798 г., где он описывает перемены, произошедшие в доме, хозяин ничего не сообщает о строительстве Парадного зала.
Дворец поражал посетителей своим великолепием.
Со времени покупки дома Александр Андреевич пользовался всяким удобным случаем, чтобы приобрести какое-нибудь редкое произведение искусства. Академия художеств 14 мая 1794 г. оценила деятельность Безбородко как поощрителя искусств избранием его в «почетные художеств любители за любовь и почтение к достохвальным художествам», как сказано в «пергаментной грамоте», полученной им на это звание от Академии.
В 1799 г. Александр Безбородко умирает. У дома появляется новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко, к этому времени, граф, сенатор, член Госсовета. Его семья состояла из трех детей - сына Андрея и двух дочерей: Любови и Клеопатры. Сын Андрей умрет в юношеском возрасте. Старшая дочь Любовь выйдет замуж за графа Григория Кушелева, который был вице-президентом адмиралтейств-коллегии. У Кушелевых было два сына: Григорий Григорьевич, впоследствии директор артиллерийского департамента военного Канцлер министерства, и Александр Григорьевич, получивший в 1816 г. разрешение присоединить к своей фамилии фамилию своего знаменитого деда по матери Александра Безбородко (впоследствии он стал государственным контролером).
Сын его, Григорий Александрович, основал журнал «Русское слово» и «Шахматный листок», написал «Очерки и рассказы» (СПб, 1857 г., под псевдонимом Грицько Григоренко).
Младшая дочь Ильи Андреевича Клеопатра вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского.
В Записках князя А.В. Кочубея говорится о том, что в 1809 г. дом графа Безбородко «особенно оживился... с того времени в доме графа стали давать балы в огромном зеркальном зале, смежном с красною гостиною «Мария Антуанет». Это было связано с выходом в свет младшей дочери графа Клеопатры.
Часть дома уже с 1809 г. сдается внаем. В нем жили министры А.Б. Куракин, Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын.
3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, особняк перешел к его вдове Анне Ивановне Безбородко, в девичестве Ширяевой.
После смерти Анны Ивановны, последовавшей 27 июля 1824 г., дом по наследству и по «полюбовному разделу» между полковницей княгиней Клеопатрой Ильиничной Лобановой-Ростовской, (в девичестве Безбородко), и сыновьями старшей дочери Ильи Андреевича Безбородко Любови Ильиничны Кушелевой - графом Александром Григорьевичем и графом Григорием Григорьевичем Кушелевыми - достался последнему.
В 1825 г. наследники пожелали продать его Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. Когда главноначальствующий над почтовым департаментом Александр Николаевич Голицын доложил об этом императору Александру I, тот велел «торговать» дом, но «сторговались» только в 1829 г. за 350 тысяч рублей.
В связи с покупкой здания Почтовым департаментом в 1829 г. была изменена отделка всех интерьеров, на устроение дома в 1829 г. было потрачено 81034 руб. 32 коп. Основные перестройки здания проводились архитекторами Василием Глинкой и Альбертом Кавосом в 1837 г., что было связано с приспособлением Парадного зала под церковь. По проекту А. Кавоса были также перестроены Угловой зал между аванзалом и Бывшей картинной галереей, и на этом месте устроена лестница.
В 1845 г. были произведены новые переделки в церковном зале, что связано с 50-летием основания церкви, автором которой был архитектор Таманский.
На 1870 г. пришлись дальнейшие переделки фасадов и интерьеров здания по проекту архитектора Н. Любимова. С тех пор до конца двадцатого века отделка фасадов оставалась практически без изменений.
Начиная с 1829 г. здание принадлежало ведомству связи, после переезда в 1918 г. Наркомпочтеля в Москву освободившиеся помещения были переданы вновь образованному Главному управлению Северо-Западного округа.
Церковь Двенадцати апостолов оставалась на своем прежнем месте и продолжала действовать до декабря 1922 г.
А 20 октября 1924 г. в Красной газете появилось объявление: «С сего числа Музей Народной Связи приступил к подготовительным работам по перевозке Музея в новое помещение в дом 7 по улице Союза Связи (б. Почтамтская).»
С 1935 г. дворец как памятник архитектуры находится под охраной государства.
В 1938 г. поднимался вопрос о капитальном ремонте здания, но помешала Великая отечественная война. Во время войны дворец сильно пострадал от артобстрелов, но был довольно быстро отремонтирован, уже в 1950 г. часть экспозиции была открыта для посетителей. Бывший Церковный зал (ранее Большой Парадный) стал Советским.
В 1974 г. здание было закрыто на капитальный ремонт по аварийному состоянию.
Пережив за эти почти 80 лет обитания во дворце Великого канцлера периоды спадов и подъемов, Центральный музей связи им. А.С. Попова объявляет о завершении капитального ремонта дворца и приглашает посетителей на открытие новой экспозиции.