Музей располагается в одноименном памятнике архитектуры XIX века - "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями", построенные в 1862 году и бывшие частью городских крепостных укреплений.
Свое военное значение ворота утратили еще в начале XX века: все усиливающееся дорожное движение привело к тому, что часть крепостных стен была разобрана, а дороги проведены в объезд ворот. Впрочем, еще долгое время ворота являлись достойным обрамлением пешеходного выхода в великолепный ландшафтный парк "Южный" ("Зюйд-парк").
В советское время проемы ворот были заложены, в них располагались строительные склады и лишь в начале 90-х годов, когда при очистке крепостных водных рвов в парке нашли большое количество предметов быта начала XX века , во Фридландских воротах открылась выставка находок. Около 10 лет Фридландские ворота открывались только для групп так называемых "ностальгирующих туристов" из Германии.
С 2005 года, после проведения официальных торжеств, посвященных 750-летнему юбилею Кенигсберга-Калининграда, музею стали оказывать помощь немецкие спонсоры. Благодаря им удалось отреставрировать скульптуры Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена на южном фасаде ворот и восстановить утраченную в советское время скульптуру комтура замка Бальга, знаменосца Грюнвальдской битвы Фридрха фон Цоллерна, а также восстановить …канализацию и обустроить туалеты (что для объекта культуры, согласитесь, немаловажно!). Финальным результатом "туалетных страданий" стала постоянно действующая экспозиция "Цивилизация начинается с канализации".
В 2007 году музей стал победителем Всероссийского конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в номинации "Технологии музейной экспозиции", а по результатам оценки экспертов - одним из трех лучших реализованных проектов 2007-2008 годов.
В основе экспозиции две темы: "Город-крепость" и "Город-сад". Краткий экскурс с помощью шестиминутного фильма и информационных стендов первого зала знакомит посетителей с историей возникновения города как крепости и развития его фортификационных сооружений. А затем в большом зале начинается невероятная по силе эмоционального воздействия виртуальная прогулка по улочкам старого Кенигсберга. Реальная брусчатая дорога, сохранившаяся внутри ворот "соединяется" с виртуальной, проецируемой на заложенные проемы ворот. Три проектора передают картинки, "убирая" стены и раздвигая границы реального. Скрипят телеги, цокают каблучки, смеются дети - Фридландские ворота открывают пространственно-временной портал в Кенигсберг конца XIX - начала XX века. В город, которого нет. В город, который иногда называют немецкой Атлантидой. И следуя определенным маршрутом по улицам старого города, невольно проникаешься его атмосферой, ритмом, звуками - ощущаешь его!
Ровно час длятся "Прогулки по улицам старого Кенигсберга" и за это время вы "пройдете" через исторический центр города (от него, увы, ничего не осталось после войны); сможете "заглянуть" в витрины магазинов, кафе, аптек; увидеть своими глазами развод моста через реку. А потом, из виртуального мира, сделав шаг, оказаться в реальном ландшафтном парке, созданном еще в довоенное время на месте бывших крепостных сооружений
*
Директор: Ядова Марина Александровна, тел. (4012) 631-520
Пресс-секретарь: Рыбина Екатерина Анатольевна, тел. (4012) 644-020
Хранитель: Остроградская Ираида Павловна, тел. (4012) 644-020
Научный сотрудник: Вертяшкина Анастасия Валентиновна, тел. (4012) 644-020
Методист: Чернова Надежда Артуровна, тел. (4012) 644-020
Тел. дирекции:
(4012) 631-520, Факс: (4012) 631-520
Адрес дирекции:
236004, Калининградская область, г. Калининград, ул. Дзержинского, 30
Даты открытия и основания:
основан: 22.10.2002
Бюджетный статус:
Муниципальный
Историко-краеведческий музей «Фридландские ворота» расположен в памятнике культуры регионального значения – городских воротах Фридландских, входивших в состав Второго оборонительного кольца Кёнигсберга, построенного в середине XIX века. Дата постройки Фридландских ворот – 1862 год.
Быстрое развитие военного дела в XIX веке привело к тому, что уже к концу века Второе вальное укрепление не могло защитить город от врага. Поэтому все сооружения оборонительного кольца, ставшие частью городской архитектуры, в 1910 году военное министерство продало городскому управлению.
До Первой мировой войны через Фридландские ворота можно было попасть в город или выехать из него, а с 1920 года они стали входными воротами в парк «Южный», созданный на месте южной части Вторых вальных укреплений.
Во время Второй мировой войны вальные укрепления, как и в первые годы своего существования, стали объектом обороны. На валу ворот была размещена зенитная установка. 7 апреля через Фридландские ворота после ожесточенных боев на территории парка «Южный» в город вошли войска Советской Армии.
Во время войны ворота не сильно пострадали, и в 50-е – 60-е годы их помещения использовались как овощехранилище.
В конце 1980-х годов в парке «имени 40-летия ВЛКСМ» (название парка «Южный», которое он получил в 1957 году) проводилась большая работа по расчистке прудов. Во время этих работ было найдено большое количество предметов военного и домашнего быта. Они и стали первыми экспонатами музея, созданного в это время на общественных началах директором парка Александром Новиком. В 1990-е годы он проводил во Фридландских воротах первые экскурсии. Именно в эти годы проемы ворот были заложены кирпичом, что позволило использовать образовавшееся замкнутое пространство в качестве залов музея.
В 2002 году музей стал отделом парка и открылся для ежедневного посещения.
В январе 2008 года музей «Фридландские ворота» получил статус самостоятельного учреждения культуры – муниципального музея.
Современные Фридландские ворота входили в состав оборонительных сооружений Кёнигсберга XIX века. Дата постройки – 1862 год – зафиксирована на замковом камне свода проезжей части. Через Фридландские ворота проходила дорога, ведущая к городу Фридланд (современный Правдинск Калининградской области).
Кольцо вальных сооружений было разделено на несколько «фронтов». Фридландские ворота располагались на Фридландскм шоссе, входили в состав Хабербергского фронта (сейчас район проспекта Калинина).
В состав Фридландских ворот входил самый укрепленный обронительный комплекс по сравнению с остальными городскими воротами. Они имели большее количество казематов с окнами и амбразурами. Казематы ворот наряду с ружейными, имели и пушечные амбразуры. Рядом с каждым проездом располагались караульные помещения, которые были защищены противоштурмовыми конструкциями (стены с амбразурами и металлические решетки). С внешней (полевой стороны) ворота имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней. Эта стена сохранилась. Такое повышенное внимание к защищенности ворот связано с их расположением в южной части города, которая рассматривалась как место возможного нападения противника.
Ворота выстроены из красного кирпича в неоготическом стиле предположительно под руководством (или под влиянием идей) архитектора Ф. А. Штюлера.Декоративное оформление ворот, в том числе скульптуры из песчаника на фасадах, выполнены берлинским скульптором В. Л. Штюрмером.
Фридландские ворота имеют два проезда, два помещения караульной службы и несколько помещений хозяйственного назначения, уходящих в тело вала.
Факс: (4012) 63-15-20
город Калининград, 236004,
Дзержинского, 30
Режим работы: сентябрь - апрель 10.00-18.00; май - август 10.00-19.00, без выходных. Первая пятница месяца - санитарный день.
Как добраться: автобусами № 1, 3, 9, 12, 23, 30, 44, 101; маршрутными такси № 64, 66, 67, 70, 83, 86, 88 - остановка "Фридландские ворота"; трамваем № 5 - остановка "Аллея Смелых".