Е.А.Боратынский (1800-1844) - выдающийся русский поэт "пушкинской эпохи", друг А.С.Пушкина, мастер элегии и философской лирики. В 1831-33 гг. бывал в Казани и Каймарах - казанском имении жены, урожденной Энгельгардт. В Казани и губернии в XIX - XX вв. жили несколько поколений потомков Е.А.Боратынского. Поэтому открытие Музея Е.А. Боратынского, которое состоялось в 1977 году, было закономерно для Казани.
До начала 1990-х годов музей не имел мемориального здания и располагался в помещении казанской школы №34. И только в 1991 он получил отреставрированный флигель усадьбы Боратынских в историческом центре города.
За годы существования в "Доме Боратынских" музей стал заметным явлением культурной жизни Казани. Его тема - не только жизнь и творчество поэта и его потомков, но и провинциальная культура конца XVIII - начала XX века, история дворянской усадьбы.
Музей располагает обширной коллекцией (свыше 4000 экспонатов), в составе которой мемориальные вещи и документы, связанные с поэтом и несколькими поколениями семьи Боратынских в Казанской губернии, личные вещи А. Дельвига, поэта и друга А.С. Пушкина, редкие издания XIX века, материалы по истории земского образования и просвещения в российской провинции, коллекции фотографий и личных вещей известного востоковеда, профессора Казанского и Петербургского университетов А.К. Казем-Бека (родственника Е. А. Боратынского) и др.
Музей бережно хранит письма и дары родственников великого поэта, в частности, присланные из США Борисом Кирилловичем Ильиным и Надеждой Дмитриевной Боратынской (Адей Брайант). Уникальный альбом фотографий семей Боратынских и Депрейс, переданный А. Брайант, содержит около 100 фотографий, половина которых относится к концу XIX - началу ХХ вв. и сделана в Казани и Казанской губернии.
Тесные связи музея с потомками рода Боратынских позволили в 2003 году издать книгу правнучки поэта Ольги Ильиной - Боратынской , эмигрировавшей в годы гражданской войны из России, "Канун Восьмого дня". По желанию Ольги Александровны Ильиной (1894-1991) и ее сына Бориса Кирилловича Ильина (р. 1918), предоставившего рукопись, роман на русском языке был впервые опубликован в Казани - родном городе автора и ее семьи.
Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2011 г. - проект «Белый путь, или Русская Одиссея»
*
Генеральный директор: Назипова Гульчачак Рахимзяновна, тел. (843) 292-7162
Заведующий: Завьялова Ирина Васильевна, тел. (843) 236-1322
Старший научный сотрудник: Скворцова Елена Викторовна, тел. (843) 236-1322
Старший научный сотрудник: Мизрина Надежда Дмитриевна, тел. (843) 236-1322
Научный сотрудник: Гомазков Алексей Олегович, тел. (843) 236-1322
Тел. дирекции:
(843) 292-7162, Факс: (843) 292-1484
Адрес дирекции:
420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 2
Даты открытия и основания:
открыт: 21.03.1977
Бюджетный статус:
Субъект РФ
В первую среду каждого месяца - вход бесплатный.
Музей открыт для посетителей ежедневно, кроме воскресенья.
Профиль музея - литературный.
Музей открыт 21 марта 1977 г. как школьный музей. Создатель музея - учитель русского языка и литературы В.Г.Загвозкина. В 1981 г. получил статус государственного. Филиал Государственного объединенного (Национального) музея Республики Татарстан с 1983 г.
Е.А.Боратынский (1800-1844) - выдающийся русский поэт “пушкинской эпохи”, друг А.С.Пушкина, мастер элегии и философской лирики.
В 1831-33 гг. бывал в Казани и Каймарах - казанском имении жены, урожденной Энгельгардт. В Казани и губернии в XIX - XX вв. жили несколько поколений потомков Е.А.Боратынского.
Музей располагается в двух зданиях:
- во флигеле городской усадьбы Боратынских, восстановленном в 1990 году (площадь 138,6 м2);
- в школе № 34 (площадь 200 м2).
Главный дом усадьбы Боратынских, расположенный рядом с флигелем, является памятником архитектуры и истории Российского значения и находится под охраной государства. В 2002 году началась реставрация этого здания и всей усадьбы Боратынских в Казани.
Музей включает:
- экспозицию «Боратынские: век в Казани», посвященную поэту и его потомкам (во флигеле городской усадьбы Боратынских); основные разделы – «Дорога жизни» и «Воспоминания о Доме».
- экспозицию «Жизнь и творчество Е.А.Боратынского» (в средней школе № 34); основные разделы «Мара», «Петербург», «Финляндия», «Москва», «Казань и Каймары», «Мураново», «Последние годы», «Потомки поэта».
Фонды музея (состоят на централизованном учете Национального музея РТ) насчитывают около 5000 единиц хранения.
Структура фондов
- Коллекция предметов, книг, произведений изобразительного искусства, связанных с Е.А.Боратынским, его семьей и близкими.
- Коллекция фотографий, личных вещей известного востоковеда А.К.Казем-Бека, а также рукописи, письма, документы, книги, фотографии его потомков.
- Часть “Казанского архива Боратынских” - рукописи, документы, книги, фотографии, рисунки, эпистолярное наследие потомков поэта, живших в Казани и губернии.
- Редкие издания XIX века, предметы быта и этнографии XIX - начала XX вв.
- Работы художников Казанской художественной школы начала XX в.- А.Фомина, Н.Сапожниковой, И.Денисова, Н.Фешина.
- Материалы по истории земского образования и просвещения в российской провинции конца XIX - начала XX вв.(письменные источники, фотографии).
- Автографы М.Горького, С.Рачинского.
Особо ценная (уникальная) часть фондов
- Мемориальные предметы - личные вещи Е. А. Боратынского (папка для бумаг, подсвечник, лампа для свечей, книги и т.д.), предметы обстановки из дома поэта в Казани и Каймарах, картина и акварели, купленные поэтом в Италии, акварели его дочери А.Е.Боратынской.
- Личные вещи А.А.Дельвига, русского поэта, друга А.С.Пушкина и Е.А.Боратынского.
- Фотографии А.К.Казем-Бека, известного российского востоковеда.
- Карандашный портрет Л.Н.Толстого, выполненный К.Н.Боратынской (внучкой поэта), во время ее встречи с писателем в Ясной Поляне, (август 1907 г.).
Евгений Боратынский (1800 - 1844) - одна из самых ярких, сложных и загадочных фигур русской поэзии ХIХ века. Его творческая судьба сложилась наособицу и в целом несчастливо. В пору своей литературной молодости он быстро стал знаменит, а когда достиг зрелости, и дарование поэта развернулось широко и полно, о нем стали забывать… Однако, Пушкин ни об одном из своих современников не отзывался так неизменно восторженно, как о Боратынском: "Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством".
Оригинальность Боратынского Пушкин видел в том, что он "мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко". Боратынский был "поэтом мысли". Это объясняет признание его сегодня не только на родине, но и за ее пределами.