В музее хранится коллекция книг 1- ой пол .XIX в., составляющая круг чтения Н.А.Добролюбова. Музей Н.А.Добролюбова - единственный в стране музей этого литературного критика и публициста. Экспозиция мемориального дома рассказывает о быте семьи священника Добролюбова. Музей получил высокую оценку академика Д.С.Лихачева. В фондах хранится большое количество мемориальных вещей, книг, переданных семьёй Добролюбова. Историко-литературная экспозиция посвящена деятельности Н.А.Добролюбова в журнале "Современник".
*
Директор: Терехов Владимир Михайлович, тел. (8312) 33-5389
Зам. директора по научной работе: Дмитриевская Галина Алексеевна, тел. (8312) 33-1644
Главный хранитель: Шелепенкова Наталья Борисовна, тел. (8312) 33-9910
Тел. дирекции:
(8312) 33-5389
Адрес дирекции:
603005, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Лыкова дамба, 2
Даты открытия и основания:
основан: 13.09.1971
Бюджетный статус:
Муниципальный
+7 (831) 433-53-89
+7 (831) 433-53-89
Дом-музей Николая Александровича Добролюбова – литературного критика, поэта, журналиста, педагога – был открыт 13 сентября 1971 года.
Николай Александрович родился 24 января (5 февраля) 1836 года в доме деда, неподалеку от Верхнепосадской Никольской церкви, где священниками были сначала его дед, а потом и отец Александр Иванович Добролюбов (дом и церковь не сохранились).
В 1838 году Александр Иванович построил для семьи два дома.
В трёхэтажном каменном здании квартиры сдавали внаём, а в небольшом флигеле поселилась семья. Здесь и прошли детство и первые годы юности Николая Александровича Добролюбова.
Музей открыт для посетителей ежедневно с 9-00 до 17-00. В четверг с 11-00 до 19-00.
Телефон для справок: +7 (831) 433-16-44
У истоков создания Музея Н.А. Добролюбова стояли талантливые писатели, музейщики, ученые.
Первым биографом Н.А. Добролюбова был Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Его “Материалы к биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862 гг.”, где были собраны письма, документы, воспоминания Н.А. Добролюбова и его окружения, послужили основой для работы над созданием сначала мемориальной, а потом- историко-литературной экспозиций музея. Большой вклад в изучение биографии Добролюбова внес Соломон Абрамович Рейсер (1905 – 1989), доктор филологических наук, известный советский добролюбовед. Он опубликовал книгу «Добролюбов в Н.Новгороде», «Родословную таблицу Добролюбовых», «Поколенную роспись Добролюбовых и Рюриковых».
Инициатором создания первого в стране мемориального музея Н.А. Добролюбова был доктор филологических наук, литературовед, краевед Серафим Андреевич Орлов (1910—1980). Сам сын священника, он оставил ряд ценных замечаний о жизни и быте среднего духовенства, о том, как мог быть обстален добролюбовский дом. А его книга «Н. Добролюбов в Нижнем Новгороде» до сих пор – альфа и омега краеведов-добролюбоведов.
Под руководством писателя, краеведа-исследователя Николая Алексеевича Забурдаева (1909-1999), директора Государственного музея А.М. Горького, был построен как филиал дом-музей Н.А. Добролюбова в 1971 году. Первой его заведующей (1971-1986 гг.) была Наталья Борисовна Шелепенкова (1945-2002), которая проработала в музее до конца своей жизни, впоследствии став главным хранителем в новом музейном образовании – Литературно-мемориальном музее Н.А. Добролюбова, рассказывающем о жизни и творчестве Добролюбова.
Первый его директор (1986-1998 гг.), Анатолий Геннадьевич Трухманов (1928 – 2004), многое сделал для закрепления Музея Добролюбова на карте нижегородских музеев как ведущего культурного центра Нижегородчины, внес свои дополнения к родословной Добролюбовых. Благодаря его инициативе появилось «Генеалогическое древо Добролюбовых» (худ. А.В. Щелоков, ноябрь 1990 г., мемориальный дом Музея Н.А. Добролюбова).
Следующим руководителем музея (1998-2007 гг.) стал Владимир Михайлович Терехов, создатель историко-литературной экспозиции музея Добролюбова, открытой в 1986 году. Она создавалась коллективом Музея А.М. Горького под руководством Эльзы Михайловны Гудиленковой, а обеспечением материально-технической базы ведала Нина Федоровна Калачева. Научным руководителем и создателем концепции экспозиции тогда была Ирина Владимировна Никитина, кандидат филологических наук и заместитель директора по научной работе Музея А.М. Горького.
В настоящее время музеем Добролюбова с 2007 г. руководит Лариса Юрьевна Моторина, благодаря энергии и энтузиазму которой музей реализовал ряд успешных проектов и приобретает новое качество. Сейчас самым давним сотрудником музея, проработавшим в нем более 25 лет, является заместитель директора по научной работе Галина Алексеевна Дмитриевская, автор текста книги «Живописный Нижний Новгород», основанной во многом на изобразительной коллекции музея Добролюбова.
Большой друг музея, поддерживающий все его начинания, – внучатая племянница Н.А. Добролюбова Татьяна Павловна Виноградова, профессор Нижегородского архитектурно-строительного университета (кафедра ЮНЕСКО и кафедра сопротивления материалов), кандидат технических наук. Библиографической редкостью стала ее книга «Нижегородская интеллигенция. Вокруг Н. А. Добролюбова».
А потомки Добролюбовых Ольга Семеновна и Ксения Семеновна Виноградовы, Ирина Ивановна Бережная, Борис Петрович и Юрий Петрович Рюриков, Александр Николаевич Лушин внесли свой вклад в пополнение мемориального фонда музея.
Мемориальная экспозиция Музея Н.А. Добролюбова рассказывает о жизни семьи провинциального священника Добролюбова. Уникальные книги и детские игрушки, посуда и одежда вводят в мир повседневного быта и интересов Николеньки Добролюбова, детство и юность которого прошли в Нижнем Новгороде.
Учёба в семинарии и первая любовь, самовоспитание и самообразование, отношение к религии и к истории родного края, первые литературные опыты, неизменность семейных устоев и традиций, братский подвиг Николая Добролюбова – вот о чем повествует экспозиция музея. В доме-музее в шести комнатах восстановлена подлинная обстановка, большая часть которой состоит из мемориальных вещей.
В комнате Николая Добролюбова основной акцент сделан на книгах из библиотеки Николая на этажерке и в книжном шкафу: за год он прочитывал до 400 книг.
На письменном столе – свидетели семинарских занятий и увлечений юного Николая: тетрадь с первыми стихами, очки в старинном футляре и письменные принадлежности, переданные в музей родственниками Добролюбова. У окна коллекция жуков и бабочек, собранная семинаристом. Среди мемориальных вещей – диван красного дерева, на диване – одеяло, связанное сестрой Николая – Антониной.
Драматичная судьба родителей Николая Добролюбова раскрывается в комнате матери и отца. Отец, Александр Иванович, кроме исполнения обязанностей священника, преподавал в уездном училище, а воспитывала детей и вела хозяйство его жена Зинаида Васильевна. О ней напоминает женская одежда в углу: ротонда, кружевная косынка, а также кружевной шарф на стуле, ботинки.
Николай Александрович считал мать своим лучшим другом, называл добрым ангелом-хранителем. В1854 году Николай потерял обоих родителей, и на его плечи легла забота о воспитании семи младших сестёр и братьев.
Маленькие братья Николая жили вместе с няней в комнате на первом этаже, а в детской – сёстры Николая Александровича. Журналы для детей, предметы рукоделия на круглом столе и две старинные куклы на кровати напоминают о занятиях девочек в то время.
Напротив детской – гостиная, украшенная видами Нижнего Новгорода середины позапрошлого столетия. В этой парадной комнате хозяева дома и гости, в числе которых когда-то были и князь Трубецкой, и писатель Мельников-Печерский, и музыковед Улыбышев, обсуждали последние новости, говорили о литературе. Отец и сын Добролюбовы составили опись своей домашней библиотеки (около 600 книг), большая часть которой хранилась здесь же в книжном шкафу. У Добролюбовых музицировали на фисгармонии, подаренной музею родственниками писателя.
Столовая была восстановлена по письмам Николая Александровича: «Вспомнил я и чистую белую скатерть, и светлый шумящий самовар на столе, и чашки вокруг самовара, и всех нас вокруг чашек, занятых милыми домашними мелочами».
Хозяйский самовар тульского производства выпуска середины XIX века и дорожный самовар ярославских мастеров первой четверти позапрошлого столетия, посуда на столе и в горке фабрик Гарднера, Попова, Храпунова-Нового, тарелки с серым орнаментом, восстановленные из найденных при реставрации дома осколков, создают атмосферу уклада семейной жизни, наполненной традициями и любовью.
Картину повседневной жизни семьи дополняет и экспозиция кухни.
Самые счастливые годы короткой двадцатипятилетней жизни Н.А. Добролюбова прошли здесь, в нижегородском доме, где складывался его характер, зрел талант, формировались убеждения.
В 1837 году семья священника Никольской Верхнепосадской церкви Александра Ивановича Добролюбова получила разрешение на постройку собственного дома – «Кремлёвской части первого квартала на набережной противу Лыковой дамбы», как обозначалось место в документах. В этой части города Добролюбовы купили участок земли. Приобретение было оформлено на имя жены священника Зинаиды Васильевны.
У Александра Дмитриевича была большая библиотека, и Николай Добролюбов, увлечённый чтением, имел возможность брать книги из этого богатого собрания. А в музыкальных вечерах в доме Улыбышева принимал участие юный Милий Балакирев, в будущем известный композитор, глава Могучей кучки.
В 1907 здания перешли к новой владелице Ольге Николаевне Башкировой, которая оставалась их хозяйкой до 1918 года.
С 1913 по 1916 годы в бывшем доходном доме Добролюбовых на Лыковой дамбе арендовали помещения частные женские гимназии: сначала – учебное заведение Анны Александровны Аллендорф, а затем – Надежды Федоровны Геркен.
ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861),
Русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, – всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853 несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом..., 1849, и др.), прозу (Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г.Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча, 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб... топор на деспота поднял».
В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – Тайные общества в России 1817–1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с Н.Г.Чернышевским, в котором его потрясло наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине». Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия. В «Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу «Вопросов жизни» г.Пирогова (1857), Сочинения гр. В.А.Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».
В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А.Н.Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения всего векового зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к итальянке И.Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много..., Нет, мне не мил и он, наш север величавый... и др.
В 1861 году Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 г. в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф.М.Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру – печали мало...
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861 года.