Остафьево - уникальный памятник русской усадебной культуры XIX века, один из центров культурной жизни России. При жизни хозяина Остафьева поэта князя П.А.Вяземского в усадьбе бывали Пушкин, Жуковский, Боратынский, Мицкевич, Грибоедов, Гоголь. В Остафьеве Н.М.Карамзин работал над "Историей государства Российского". До наших дней уцелели лишь основные постройки усадьбы. Главный дом построен в 1806 году в стиле классицизма предположительно по проекту архитектора школы М.Казакова. Сохранилась старая липовая аллея "Русский Парнас". В 1911-1913 годах последний владелец Остафьева С.Д.Шереметев установил в усадебном парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, Вяземским.
Несмотря на проводимые реставрационно-восстановительные работы, музей и парковый ансамбль открыты для посещений. Работают выставки: "Музей, который потеряла Россия"; "На диво будущим векам" (этапы реставрации усадебного комплекса); "Что день, то новый дар" (архитектурные находки). Работает Кабинет медали, там размещена экспозиция "300 лет истории медали в России"
*
Директор: Коршиков Анатолий Семенович, тел. (498) 617-30-00, доб. 6-42-18
Главный хранитель: Мищенко Валентина Валентиновна
Зав. отделом информатизации: Марченко Нина Геннадьевна
Тел. дирекции:
(498) 617-30-00, доб. 6-42-18, Факс: (495) 719-80-33
Адрес дирекции:
142131, Московская область, Подольский р-н, п/о Рязаново, с. Остафьево
Бюджетный статус:
Федеральный
Парк открыт
Касса
Кафе открыто
Заказ экскурсий по телефонам:
Усадьба Остафьево в нынешнем ее виде была построена на рубеже XVIII и XIX веков князем Андреем Ивановичем Вяземским (1754-1807 гг.). Это был потомок Рюриковичей и один из образованнейших людей своего времени. Начав карьеру, как многие дворяне, с военной службы, он в двадцать с небольшим был уже полковником, участвовал в русско-турецкой войне, дослужился до генерал-поручика. По «гражданской части» был нижегородским и пензенским наместником.
Во время заграничного путешествия князь встретил ирландку Женни Квин (урожденную О’Рейли). Он увез ее в Россию, добился для нее развода и женился на ней.
Человек много повидавший, умный, независимый, Андрей Иванович и людей притягивал к себе незаурядных; дом его в Москве и в Остафьеве был «средоточием жизни и всех удовольствий просвещенного общества». В гости к князю приезжали, И.И.Дмитриев, В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин, Ю.А.Нелединский-Мелецкий. Двенадцать лет (с 1804 г. по 1815 г.) в Остафьеве жил и работал над «Историей государства Российского» писатель и историк Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери А.И.Вяземского Екатерине Андреевне.
Самый известный из владельцев усадьбы, Петр Андреевич Вяземский (1792-1878гг.), прекрасный поэт и литературный критик, всю долгую жизнь помнил Остафьево. С усадьбой связаны его первые детские впечатления: ночная роща, куда отправляли его гулять, чтобы побороть боязнь темноты; огромная библиотека отца; стихи прочитанные, услышанные, написанные… Этот свой памятный с детства мир отправился князь защищать под Бородино в 1812 году.
Спустя многие годы, будучи товарищем министра народного просвещения, сенатором, членом Государственного совета, вспоминал он молодые лета и Остафьево, где его навещали А.И.Тургенев, А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Д.В.Давыдов, А.С.Пушкин, А.Мицкевич, Н.В.Гоголь и многие другие.
Третий из владельцев Остафьева, князь Павел Петрович Вяземский (1820–1888гг.), сенатор и камергер, основал Общество любителей древней письменности, в задачу которого входила публикация памятников древнерусской литературы, их изучение и популяризация. Он написал «Замечания на «Слово о полку Игореве», издал семь автографов Пушкина и работу «А.С.Пушкин по документам остафьевского архива и личным воспоминаниям». «Пушкин постоянно и настойчиво указывал мне, - свидетельствовал Павел Петрович, - на недостаточное знакомство с текстами Священного Писания и убедительно настаивал на чтении книг Ветхого и Нового Завета…». Князь был страстным коллекционером, при нем Остафьево стало «прибежищем» собраний живописи, графики, прикладного искусства.
После смерти князя Вяземского усадьбу унаследовал его сын Петр Павлович Вяземский (1854-1931гг.), генерал-майор Гренадерского лейб-гвардии полка, шталмейстер двора, адъютант великого князя Михаила Николаевича, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Для Петра Павловича Остафьево стало непосильной ношей. В 1898 году он продал усадьбу Остафьево мужу своей сестры Екатерины Павловны графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву.
Выйдя в отставку после 1910 года, он жил в Петербурге, затем эмигрировал во Францию. Умер в 1931 году в Ментоне.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) ? историк, журналист, издатель, писатель. Среди замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры, прославивших подмосковную усадьбу Остафьево князей Вяземских, ему по праву принадлежит первое место как автору 12-томной «Истории государства Российского».
В конце 1803 г. указом императора Александра I Карамзин был назначен на должность историографа. Женившись вскоре на дочери владельца усадьбы Андрея Ивановича Вяземского, он 12 лет (1804–1816) жил в Остафьеве. Благодаря уединению и спокойствию Николаю Михайловичу здесь хорошо работалось. В Остафьеве Карамзин написал 8 томов главного труда своей жизни – это «История государства Российского». Сюда привозили необходимые ему для работы архивные материалы и книги. Сюда же к Карамзину приезжали его добровольные помощники – известные историки и коллекционеры ? Александр Иванович Тургенев, Иван Иванович Дмитриев, Дмитрий Васильевич Дашков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
В Остафьеве Николай Михайлович Карамзин работал также над запиской «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811). К 100-летию написания записки перед окном кабинета историографа ему был установлен и торжественно открыт памятник, сохранившийся до наших дней. На постаменте памятника высечены слова, которые Карамзин написал одному из друзей в 1819 г.: «Остафьево достопамятно для моего сердца… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…».
К открытию памятника был приурочен выход из печати книги «Карамзин в Остафьеве. 1811–1911» Павла Сергеевича Шереметева, правнука поэта Петра Андреевича Вяземского.
Кабинет историка на втором этаже главного дома впоследствии стал называться Карамзинской комнатой. Ёе обстановка с мемориальными вещами Николая Михайловича сохранялась и после его отъезда из Остафьева. В конце XIX века в ней был открыт музей.
Память о Карамзине хранят два красавца-дуба, посаженных в 60-х годах XIX века в честь историографа, и любимые места его прогулок в усадебном парке, среди которых берёзовая роща, названная его именем.
20 августа 1812 г. И.И. Дмитриеву из Москвы: « Я простился и с Историю: лучший и полный экземпляр её отдал жене, а другой в Архив Иностранной Коллегии» (Н.М. Карамзин. Письма к И.И. Дмитриеву.– Спб., 1866).
В огне московского пожара 1812 г. сгорела библиотека Карамзина и экземпляр рукописи «Истории государства Российского». Но часть его книг и рукописи уцелели в Остафьеве: [Ноябрь] 1812 г. П.А. Вяземскому: «Не перестаю жалеть о своей … библиотеке; радуюсь, что ваша цела, равно как и мои остафьевские книги» (Русский архив, 1866).
12 декабря 1812 г. П.А. Вяземский А.И. Тургеневу [из Вологды]: «…те книги [Карамзина], что посланы были ко мне в деревню, спаслись…» («Остафьевский архив князей Вяземских», I, 1899).
21 января 1813 г. А.И. Тургеневу из Н. Новгорода: «…рукописи мои уцелели в Остафьеве» («Русская старина», 1899).
24 июля 1815 г. брату В.М. Карамзину из Остафьева: «Дописываю осьмой том, содержащий в себе завоевание Казани и Астрахани, а в девятом надобно описывать злодейства Царя Ивана Васильевича» («Атеней», 1858).
9 сентября 1815 г. А.И. Тургеневу из Остафьева: «Управлюсь мало-помалу с царём Иваном» («Русская старина, 1899).
После октября 1917 года музей в Остафьеве был сохранен. Директором и хранителем остафьевских коллекций стал сын С.Д.Шереметева граф П.С.Шереметев (1871-1943). Историк по образованию, по поручению отца он разбирал и описывал коллекции, изучал материалы по истории усадьбы. В марте 1918 г. на музей была выдана охранная грамота в соответствии с решением, принятым на заседании Комиссии по охране памятников старины под председательством Наркома просвещения А.В.Луначарского.
23 марта 1923 года Остафьево было объявлено Наркомпросом неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». В августе 1923 г. оно зачисляется в музейную сеть как музей быта первой половины XIX в. Однако Постановлением Президиума Московского областного исполкома и Московского Совета от 6 марта 1930 г. музей был ликвидирован. Большинство произведений искусства и уникальный Остафьевский архив, содержащий не только исторический материал и документы нескольких поколений Вяземских, но и уникальное эпистолярное наследие выдающихся литераторов и деятелей русской культуры, были рассредоточены по различным музеям и учреждениям культуры страны, частично распроданы.
После ликвидации музея в усадьбе размещались различные учреждения, а с 1947 года – дом отдыха Совета министров СССР. В 1950-е гг. усадебный дом подвергся частичной перепланировке в связи с приспособлением для нужд дома отдыха. Дом и флигели подверглись перестройке, колоннады застеклили.
Спустя 60 лет после ликвидации остафьевского музея, 5 декабря 1988 года Советом Министров СССР было принято Постановление за № 1383 «Об организации мемориального историко-литературного музея-усадьбы Остафьево» на правах филиала Государственного музея А.С.Пушкина. Усадьба Вяземских – Шереметевых вновь приобрела статус музея.
В 1994 году музей-усадьба «Остафьево» стал федеральным музеем. В 1995 году Указом Президента Российской Федерации музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», а в 1996 году зарегистрирован во Всероссийском Реестре музеев.
Становление музея проходило в трудных социально-экономических условиях. На основе федеральных документов по вопросам музейной деятельности, государственной политики развития культуры были разработаны и утверждены Генеральный план развития и Зоны охраны памятника истории и культуры, Концепция развития музея и Концепция комплектования фондов.
Сегодня музей стал центром комплексного культурного, экологического, нравственного и эстетического воспитания.