Еврейский музей и центр толерантности расположен в историческом здании - Бахметьевском автобусном парке. Его основная задача - создать креативную и интерактивную платформу для диалога между различными культурами.
Концепцию этого необычного комплекса разработала компания Ralph Appelbaum Associates (RAA). Создатели музея хотели не просто визуализировать быт и культуру евреев, а наглядно показать историю России через призму одного из ее народов. Это позволит взглянуть с разных сторон на ключевые события истории страны - революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны.
Музей условно разделен на 12 павильонов. При входе - 4D-кинотеатр, следом - залы с артефактами, среди которых документы, фотографии, письма, повествующие о жизни евреев в России с начала XIX века до настоящего времени. Специально для музея созданы уникальные видеоматериалы - свидетельства людей со всего мира.
Самая большая экспозиция посвящена периоду Великой Отечественной войны. Центр толерантности - финальная точка экспозиции, где можно обсудить отношения между культурами в общем и отдельными людьми в частности
*
Генеральный директор: Борода Александр Моисеевич, тел. (495) 645-05-50
Тел. дирекции:
(495) 645-05-50
Адрес дирекции:
127055, Москва, ул. Образцова, д. 11, строение 1А
Даты открытия и основания:
открыт: 08.11.2012
Бюджетный статус:
Частная
В чем-то все музеи очень похожи друг на друга. Часто это объединенное по тому или иному принципу собрание вещей и предметов на витринах под стеклом. О нашем музее этого сказать нельзя. Он другой. Он интерактивен. Сложно определить, на что он больше похож — на музей как таковой или на парк развлечений. Вся информация, которую призвана донести до посетителей экспозиция, имеет разные способы подачи. Она объемна. Она обступает людей, проникает в их сознание, воздействует почти на все органы чувств. Это стало возможно благодаря использованию современных компьютерных и аудиовизуальных технологий. История расселения евреев по миру подана в виде большой интерактивной карты. Огромные витрины, на которые проецируются уникальные фильмы и фотографии, воссоздают образ типичного местечка XVIII — начала XX веков. Аудиоэффекты органично дополняют визуальный ряд и создают эффект присутствия. Архитектурные конструкции спроектированы таким образом, что дополняют экспозицию и усиливают вовлеченность. Давайте подробнее остановимся на каждом из пунктов.
«История евреев каждой эпохи отражает ее дух и специфику» — говорит создатель музея Александр Моисеевич Борода. Этот принцип положен в основу экспозиции. Она имеет хронологическую структуру и затрагивает ключевые исторические этапы.
Театр «Начало». Круглый кинозал – первое, что привлекает внимание посетителя. В нем демонстрируется 4D фильм, посвященный первым дня бытия — от сотворения мира и возникновения основных религий до разрушения Второго Храма и формирования еврейской диаспоры.
Согласно Торе, мир был создан в 3761 году до Н.Э. Следовательно, сейчас ему чуть меньше 6 тысяч лет.
На огромном интерактивном столе отображается история миграции евреев. Этот экспонат можно и нужно трогать. Прикасаясь к определенным частям карты, вы сможете узнать о жизни еврейских общин в каждой конкретной стране.
Скитания евреев по миру начались после разрушения Второго Иерусалимского Храма. Это произошло в 70 году Н. Э., во время Иудейской войны — восстания против римского владычества. Кстати, именно тогда эту землю впервые назвали Палестиной — таким образом Рим пытался вытеснить память о присутствии здесь евреев.
В переводе с идиша штетл — это городок или местечко. Так называли места обитания евреев в царской России после принятия указа, запрещающего им жить в крупных городах и устанавливающего так назы ваемую черту оседлости. В этой части экспозиции воссоздано типичное местечко с его приземистыми домиками, обязательным рынком, синагогой и школой. На огромные, в два человеческих роста, витрины, проецируются уникальные кадры из жизни евреев того времени.
Царская полиция следила, чтобы черта оседлости не нарушалась, создавая при этом карикатурные аллюзии с нашими днями: в Москве, например, на улицах и вокзалах ловили прохожих с «семитскими лицами» и препровождали в участки для проверки документов.
Мы воссоздали типичную городскую кофейню конца XIX — начала XX века. Сидя за столиком и прислушиваясь к разговорам «соседей», вы узнаете о проблемах, которые волновали умы еврейской молодежи в то время, — социализме, марксизме, сионизме. Все столы интерактивные. С их помощью вы сможете управлять информацией — искать дополнительные сведения и участвовать в опросах.
До конца XIX века термин «сионизм» имел довольно узкое, практическое толкование и означал движение за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на территории Палестины. После Первого сионистского конгресса, прошедшего в 1897 году, и принятия на нем Базельской программы это понятие приобрело тот смысл, который вкладывается в него и поныне.
С этим непростым периодом связаны пробудившиеся надежды еврейского народа. Письмо министра иностранных дел Великобритании лорда Бальфура — так называемая Бальфурская декларация — дало основания верить в скорое образование национального государства в Палестине. Фоном для этих надежд служили революция и гражданская война.
Бальфурская декларация была опубликована в том же номере The Times, что и сообщение об Октябрьской революции.
Оформление зала символичное – на потолке смонтирована пятиконечная красная звезда. Под ней, на огромных экранах, проносятся сцены того бурного времени — коллективизация, электрификация, индустриализация и прочие важные государственные процессы, которые отодвинули традиционные проблемы евреев на второй план.
«В Российской Советской Федеративной Республике, где провозглашен принцип самоопределения трудовых масс всех народов, нет места национальному угнетению. Еврейский буржуа нам враг не как еврей, а как буржуа. Еврейский рабочий нам брат». Декрет «О борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами».
Героизм, предательство, смелость, поражения и победы – все перемешано в истории Великой Отечественной. На огромных экранах диарамы – свидетельства очевидцев, люди на фронте, в партизанском отряде, в гетто и концлагере. Боль и страшный опыт войны.
В результате Холокоста погибли 6 миллионов евреев — во всяком случае, такая цифра названа в протоколах Нюрнбергского процесса. Скорее всего, жертв было намного больше, потому что не все преступления нацистов документально подтверждены. Вечная память погибшим.
Это место скорби спроектировано по подобию детского мемориала в Яд ва-Шем, национальном музее Катастрофы в Израиле. В здании, построенном из состаренной авиационной стали, установлено множество зеркал, и сделано это таким образом, что пламя нескольких свечей отражается и умножается в них.
27 месяца нисан, что примерно соответствует марту — апрелю григорианского календаря, в Израиле отдают дань памяти евреям, погибшим в Холокост. Это день называется Йом ха-Шоа, или Днем Катастрофы.
В этой части экспозиции происходит интерактивный трехактный спектакль, из которого можно узнать об установившемся в СССР антисемитизме, «деле врачей», в рамках которого многие медики были совершенно беспочвенно обвинены в организации заговора с целью убийства некоторых советских вождей, шестидневной войне и Моше Даяне, движении «отказников», эмиграции и прочих событиях, определявших сознание советских евреев в то время.
Для того чтобы эмигрировать из СССР, недостаточно было получить въездную визу принимающей страны. Требовалась также выездная виза, которую выдавали с большими проволочками.
Несмотря на все сложности, сопутствовавшие становлению новой России, этот период оказался одним из самых благоприятных для российского еврейства, которое получило то, к чему всегда стремилось, — свободу вероисповедания, передвижения и уважительное отношение со стороны официальных властей.
Изменившееся положение евреев в СССР лучше всего иллюстрирует эмиграционная динамика. В 1987 году по израильским визам из Советского Союза выехали 8080 человек, в 1988 году — 19 251, в 1989 году — 71 238, а в 1990-м — 204 700 человек.
Центр толерантности Еврейского музея – уникальный проект, не имеющий аналогов в России. Впервые в стране создана столь масштабная площадка, способная перевернуть общественное сознание в направлении толерантности. Миссия Центра толерантности — создать пространство для трансляции культуры мира и сотрудничества, для позитивного диалога людей разных культур, религий, мировоззрений. Центр призван распространять идеи ценности и равноправия национальных культур и религий. Центр толерантности является, с одной стороны, частью экспозиции музея, с другой — самостоятельной площадкой, на которой проводятся тренинги, семинары, лекции, практикумы, круглые столы и многое другое. Цель этих мероприятий — содействие развитию культуры социального взаимодействия и профилактика ксенофобии. Ключевая особенность Центра толерантности — интерактивность. Профессиональная команда специалистов поможет вовлечь каждого участника в диалог. Ультрасовременное оборудование позволит погрузиться в особую содержательную среду с качественным информационным содержанием и возможностью позитивного общения.
Посетителям музея
Центр толерантности — место, где посетитель может осмыслить и прочувствовать полученный в музее опыт, интегрировать его в свою собственную систему ценностей. Здесь посетители музея могут посмотреть видеоролики, принять участие в социально ориентированных опросах и голосованиях, проверить свою осведомленность в области традиций различных культур
Школьникам и студентам
Деятельность Центра толерантности адресована, в первую очередь, молодежи. В центре созданы условия для активного вовлечения школьников и студентов в процесс приобретения опыта позитивного взаимодействия среде культурного разнообразия. Для молодежи Центр проводит мероприятия, посвященные таким социальнозначимым вопросам, как ксенофобия, дискриминация, отношение к индивидуальности личности и к социально уязвимым группам общества. Центр толерантности сотрудничает с ВУЗами: на базе Центра реализуются специальные обучающие программы в области этнопсихологии и межкультурной коммуникации для студентов – будущих педагогов и психологов. Для студентов Центр толерантности – это не только обучающая площадка. Это возможность принять участие в интересных и социально значимых проектах, получить опыт реальной профессиональной деятельности.
Педагогам и психологам
Одно из важных направлений деятельности Центра толерантности — это работа с педагогами, психологами и администрацией образовательных учреждений. Мы понимаем, насколько важным ресурсом в формировании мировоззрения личности являются школа, ВУЗ. И именно сотрудники образовательных учреждений являются носителями и трансляторам ценностей толерантности. В Центре проводятся семинары и мастер-классы, на которых специалисты Центра знакомят педагогов технологиям развития культуры социального взаимодействия в образовательной среде. На наших мероприятиях педагоги могут делиться собственным позитивным опытом в этой области
Партнерам
Центр толерантности ориентирован на активное взаимодействие различными социальными партнерами, открыт для сотрудничества и новых идей. Если у вас есть программы, сценарии, идеи, мы можем реализовать их на базе Центра. Чтобы принять участие в программе или предложить проект, пишите